1Знакомьтесь: Надежда Темес, старший инструктор клуба шкиперов “LordWaters”.

За очаровательной женской внешностью скрывается профессиональный яхтенный капитан с многолетним стажем, Yacht Master Offshore Instructor IYT WW, за чьими плечами – 30 000 морских миль по Онеге, Ладоге, Балтике, Средиземному морю, Атлантике, в гонках и походах.

А чтобы познакомиться поближе, предлагаем интервью с Надеждой.

 

 

 

 

Надежда, Вам сразу удалось связать свою работу с яхтингом или пришлось попробовать себя и в других сферах?

Самое главное, мне всегда удавалось делать в жизни только то, что я хочу, чем бы я ни занималась. По образованию я преподаватель. Учила истории, картографии. Была реставратором. Занималась строительством и оборудованием яхт. Большое счастье - выбирать то, что нравится. Я не хотела смешивать яхтинг с работой. Хобби должно оставаться хобби. Один знакомый дал очень четкое определение: "Если тебе за это платят - это работа. Если ты платишь - хобби". Но когда я вышла на пенсию, решила, что теперь могу себе позволить работать в качестве инструктора.  

 

Как семья относится к Вашему увлечению яхтингом?

Мои родители сами яхтсмены, с них все и началось. Оба моих мужа – тоже из этой же сферы. Второй муж шутил, когда отправлял меня в длинную сложную гонку, что приходится ему оставаться на берегу и махать в след платочком. 

 

Надежда, как началось Ваше первое знакомство с яхтингом?

Благодаря родителям, ходить на парусной яхте я начала раньше, чем себя помню. Мама и папа занимались парусным спортом в московских яхт-клубах и с детства брали нас с братом на воду с собой. Правда, не всегда. Часто мы оставались с братом на берегу, поэтому, когда родители брали нас с собой, – это был лучший подарок. Эти ощущения запомнились на всю жизнь.    

 

А каким был Ваш первый выход в море?

Это было в российском городе Туапсе, на Черном море. Идешь по лазурной глади и слышишь только легкий шелест…

 

А когда Вы начали уже самостоятельно управлять яхтой?

С самого детства мы учились яхтингу вместе с братом, так что на воде чувствовали себя уверенно. Детских яхт не было в местном клубе, так что учились на том, что было. В 10 лет я уже выпросила у отца яхту финн. Это олимпийский класс яхт, довольно серьезный гоночный снаряд. Только сейчас я понимаю, чего ему стоило отпустить меня одну. Но, конечно, когда дуло уж очень сильно, отец меня не выпускал. Это ни с чем не сравнимо, когда ты чувствуешь, что яхта – это часть тебя, и она послушно подчиняется каждому твоему движению. С 12 лет я занималась в парусной секции. Правда, девочек там особо не жаловали, но хотя бы не запрещали.

 

Парусный спорт и яхт-клубы в то время были все-таки больше мужской территорией?

Гендерный признак учитывался тогда не только в яхтинге, но и в других сферах, где женщины еще не успели отстоять свои права. Да и яхтинг не особо тогда был популярен, хотя можно было записаться в клуб за 30 копеек и ходить на яхтах, если ты самостоятельно мог их содержать, чинить, участвовать в гонках, соревнованиях. В 70-80 годы женского парусного спорта вообще не было. Если бы эта дисциплина вошла в олимпийскую программу на два года раньше, может, и моя карьера сложилась бы по-другому. Девочек в команду брали не охотно. Только если еду готовить. А мне-то хотелось большего. Скидок не делали, все на равных. Там, где мужчинам давали «зеленый свет», - приходилось лбом пробивать.

 

Где Вы учились на капитана парусной яхты?

Это было в Москве. Тогда было несколько градаций. В начале я получила права «Рулевой второго класса». Меня отправили мои тренера, когда я пересела за «звездную» яхту спортивного класса, больше 26 метров длиной. Потом было 2 года активной практики. На рулевого первого класса мне уже самой было интересно выучиться. В старой системе подход был очень серьезным, основанный на передаче опыта. Прежде, чем стать капитаном, ты должен был ходить с другими, более опытными товарищами. Ты учился у своего капитана-наставника, но все решения принимал сам. В критической ситуации более опытный капитан мог помочь. Но такая система была направлена на штучных специалистов, а не на массовость. Не каждый готов учиться 5 лет. 

 

Как бы Вы оценили развитие яхтинга в России?

Яхтинг - это образ жизни, куда втянуто много людей. Для среднего класса во всем мире это стало уже вполне нормальным увлечением и видом отдыха. Оборот бизнеса огромный.  В России это пока единицы. Так исторически сложилось. Яхтинг считался элитным спортом. В начале 90-х, когда была Перестройка, все рушилось, не до чего было. Частные лица не могли владеть яхтами, а у предприятий не было денег, чтобы их содержать. В итоге яхты просто сжигали на задних дворах. На это невозможно было смотреть без слез. Система клубов развалилась. Сменились поколения, не оставалось людей, кто мог бы передавать свой опыт дальше. Многие хватали по верхам, получали знания, без всяких традиций или опыта.

С точки зрения бизнеса, в яхтинге сложно работать на обороте. Когда я занималась строительством яхт, то видела, что нам нужно продавать по две яхты в месяц, чтобы бизнес был выгодным. И если построить за такой срок яхты реально, то найти столько покупателей – сложно. Сейчас яхтинг больше стал развиваться, и я стараюсь вносить и свой вклад, передавая опыт другим.  

 

 

Сейчас, когда есть, например, такие курсы как IYT, где можно выучиться на капитана за 2 недели, стало лучше или хуже?  

Яхтинг стал доступным, массовым. Но за 2 недели можно получить только знания, общее понимание и основные навыки. Для уверенного управления яхтой важны опыт и нахоженность. Это требует времени. Своим курсантам я постоянно это объясняю. Cамая главная задача капитана – не за штурвал держаться. Это и рулевой сможет. Нужно уметь оценивать ситуации, рассчитывать свои силы. Сейчас самый популярный курс – это Bareboat Skipper. Это рулевые между первым и вторым классом, если брать старую систему. Можно учиться дальше – Yachtmaster Coastal, Offshore, Ocean.  

IMG-20180414-WA0025

 

Кому подходит курс Bareboat, а кому стоит учиться и дальше?
Все зависит от человека. Как я уже сказала, есть несколько ступеней. Bareboat – это оптимальный уровень подготовки, если вы хотите просто отдыхать на яхте с семьей. Если хочется посмотреть другие, более сложные акватории, там, где не видно берега и некого позвать на помощь, – нужно учиться дальше.

 

Как Вы решили стать инструктором? 

В какой-то степени я всегда этим занималась, когда, например, люди впервые оказывались у меня на борту. Я часто «вербовала» для регат своих соседей или коллег по работе. В основном это были девочки, которые первый раз попадали на яхту. Иногда у меня было полдня, чтобы объяснить, что к чему и подготовить команду к гонке. Я всегда понимала, что не железная, поэтому всегда должен быть человек, который сможет подменить, кому я смогу доверять. Помню, как на Онежской регате мне пришлось 500 миль рулить в одиночку, потому что второй рулевой не смог поехать, а замену найти не успели. Я справилась, но это было то еще испытание.  

 

В каких регатах Вам удалось поучаствовать?
С юношеских я постоянно участвовала в соревнованиях. В одной спортивной гонке мы заняли 9 место из 55. Еще помню, как на одной московской регате, где я была капитаном, мой наставник посоветовал: «Выбери того, кого считаешь самым сильным и опытным соперником, и старайся удержаться за ним». Я выбрала Чемпиона Европы, и в итоге смогла прийти следом за ним. Уже позже были любительские регаты, такие, как «Русская парусная неделя Вольво», которые проходили в Турции и Греции. Там однажды мы выиграли с командой не только в своем дивизионе, но и в общем зачете. Это была яркая победа, особенно если учесть, что на борту все были новички. Был у меня опыт участия в этой регате и с детским экипажем. У нас был такой детский лагерь на яхте, и мне пришлось быстро сколотить из скучающих и дерущихся подростков дружную команду.

 

Есть ли у Вас кумиры среди яхтсменов? 

Сейчас яхтинг - это больше образ жизни. Раньше были очень яркие звезды. Например, Эрик Табарли. Я всегда с интересом слежу за Volvo Ocean, мне интересны все капитаны, которые участвуют в этой гонке.

 

Сейчас большой выбор парусных школ, как в России, так и за рубежом. Почему все-таки LordWaters?

Мне понравились люди. Это всегда играет решающую роль для меня. Всегда проще находить общий язык с теми, кто занимается яхтингом. Это уже как братство. С детства сохранилось ощущение, что вокруг только хорошие люди. Мне нравится, как они принимают решения, не паникуют, а делают, умеют работать в команде. Ты знаешь, что тебе всегда помогут. Это как в марине, где любой готов выскочить и помочь пришвартоваться, даже если это король в тапочках и шортах. Морю все равно, кто ты. Там важны другие вещи. 

 

Как воспринимают в море женщину-капитана?

Если ты демонстрируешь свое умение – тебя уважают вне зависимости от пола, национальности или имеющихся корочек.  

2
 

 

Какими главными качествами, на Ваш взгляд, должен обладать инструктор, чтобы научить других яхтенному мастерству? 

Это должны быть взаимосвязанные качества капитана и инструктора. Терпение. Преподавательские способности. Умение анализировать. Найти нужную струну в каждом ученике. Ты постоянно совмещаешь три роли.

Как рулевой – ты рискуешь, чтобы добиться результата любой ценой. Как капитан – ты отвечаешь за безопасность, чтобы все не только вышли в море, но и вернулись. Как инструктор – ты находишь баланс между риском и безопасностью.

 

 

Какая роль Вам ближе?

Раньше интереснее было участвовать в регатах в качестве рулевого. Теперь мне комфортнее в роли капитана, например, с хорошей компанией в круизе.

 

Кто обычно приходит учиться, и кому обучение дается проще?

Обычно это люди, которые ведут активный образ жизни, кредитоспособные. Относительно молодые, но состоявшиеся. Они очень мотивированы. Конечно, как любой спорт, яхтинг требует физической силы, как сумо или «Формула-1». Но девочек проще иногда научить. Мальчики пытаются брать силой, а не умением. Пытаются сражаться. С яхтой, с морем. А я постоянно говорю, что бороться с яхтой бессмысленно. Нужно искать общий язык, делать не как удобно, а как положено. Сделаешь все вовремя и правильно – все получится только за счет техники, а не силы.

 

Что бы посоветовали тем, кто собирается участвовать в регатах?

Регаты - это тимбилдинг. Это здорово работает, если ты хочешь выстроить коллектив. Это могут быть гонки выходного дня в Москве или выездные недельные регаты на море. Если вы новичок и никого не знаете, лучше выбирать регату, где организаторы сами формируют команды. Через знакомых, конечно, всегда проще. И обычно все так и начинают с нуля. Я тут посчитала, через меня примерно 200 человек так и пришли в яхтинг просто в качестве новичков, попробовать.


Как сохранить этот баланс между яхтингом, работой и обычной жизнью, чтобы не пошла обратная реакция?

Да, мне знакомо ощущение, когда яхтинг заменяет все, поглощает тебя, все свободное время уходит на яхты. Начинается сопротивление. Важно не пропустить этот момент. По молодости я дважды уходила из парусного спорта. Есть еще другой опасный момент – желание зарабатывать деньги на яхтинге. Тут должно быть четкое понимание, что если ты пытаешься делать бизнес в этой сфере, скорее всего, ты больше будешь работать за компьютером и организовывать все на берегу.

 

За что Вы больше всего благодарны парусному яхтингу? 

За людей. За обе семьи, своих детей, друзей.  


Есть ли у Вас заветные места, где хотелось бы побывать?

Одну мечту я уже осуществила. Я хотела выйти на пенсию на краю земли. Хорошей компанией мы отправились на остров Йерро, самый дальний из Канарского архипелага. Теперь я мечтаю о Владивостоке, Австралии, Новой Зеландии и Карибах.  

 

Беседовала: Алёна Шкарупета